АНАЛИЗ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МБОУ «ИЛОВАТСКАЯ СОШ» ЗА  2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

      В 2011 – 2012 учебном году были поставлены следующие цель и задачи работы социального  педагога:

   Цель:

1. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является создание благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития, саморазвития, социализации личности; осуществление посредничества между личностью учащегося и учреждением, семьёй, средой для оказания своевременной социальной помощи нуждающихся в ней учащихся.

Задачи:

  1.  Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
  2. Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.
  3. Посредничество между личностью учащегося и школой, семьёй, средой, специалистами социальных служб и административными органами.
  4. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности.
  5. Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.

 

Цель и задачи были выдвинуты в соответствии с условиями работы школы.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь следующими нормативными документами:

·         Конвенцией о правах ребёнка;

·         Законом «Об образовании»;

·         Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»;

·         Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»

·         Конституцией РФ

·         Семейным кодексом и др.

 

          Анализируя результаты своей деятельности можно сказать, что большая часть задач была решена, а именно: профилактика правонарушений, своевременная диагностика с целью правильного выбора методов работы с родителями учащихся, консультирование родителей, классных руководителей, учителей – предметников. Были информированы органы опеки, КДН и инспектора по делам несовершеннолетних о выявленных случаях нарушения законов по охране прав детей и организация совместных мер при повторных случаях. Оказана социальная поддержка детям и их семьям. В нашей школе активно реализовывается работа по организации Совета отцов, Совета по профилактике правонарушений, Совета старшеклассников, педагогических советов. Это позволяет своевременно выявлять проблемы учащихся, их родителей и находить пути их решения. В течение учебного года вместе с классными руководителями проводим для родителей консультации и беседы. Совместная работа даёт положительный результат в решении проблем. Благодаря совместной работе социального педагога, классных руководителей, администрации  в нашей школе уменьшилось количество неблагополучных семей и подростков, состоящих на учете, число учащихся, пропускающих уроки. Тесное взаимодействие с классными руководителями, школьным инспектором, администрацией школы, родителями позволило строго контролировать посещаемость занятий учащимися. Все школьники посещают учебное заведение. Учащиеся, склонные к пропускам без уважительной причины, состоят на особом контроле у администрации школы, социального  педагога. На данный момент на учете в ПДН учащиеся нашей школы не состоят. На внутришкольном учете, в течение учебного года, состояло 5 учащихся  - за пропуски занятий без уважительной причины и за систематическое нарушение устава школы, 4 из них были сняты. В настоящее время на ВШУ 1 подросток (учащийся 8 класса). За каждым подростком были  закреплены учителя-наставники, члены Совета старшеклассников.

           Согласно Закону РФ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на учете, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой является: посещение на дому учащихся с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также в каникулярное время; изучение особенностей личности подростков, посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащимся к занятиям, индивидуальные консультации, профилактические беседы, а также вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность. В период летних каникул, учащийся, состоящие на внутришкольном учете, был трудоустроен и обеспечен путевкой в лагерь труда и отдыха им. Ю.А. Гагарина

            В нашем образовательном учреждении присутствуют практически все категории семей. В школе 20 семей являются многодетными, где воспитываются 64 детей,  57  семей относятся к категории неполных семей, в них воспитываются 58 детей, 5   семей относятся к категории неблагополучных, где воспитывается 10 детей.

            Особый раздел в деятельности социального педагога занимает работа с опекаемыми детьми, (в школе обучается 3 опекаемых), работа с детьми инвалидами (в школе обучается 4 ребенка).  Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в сентябре, марте. Документы подавались специалисту отдела опеки и попечительства

На 1 сентября 2011 года был составлен социальный паспорт школы, где указаны все категории учащихся. Эта работа ведётся с целью более глубокого знакомства с учащимися, семьёй, изучения образа жизни семьи, установления контакта с семьёй для создания доверительных отношений, взаимопонимания, сотрудничества. В банке данных сведения об учащихся, состоящих на всех видах профилактического учёта: внутришкольном, ОДН, комиссии по делам несовершеннолетних.

     Особое внимание  уделялось семьям, находящимся в социально-опасном положении. Постоянно совершались выходы в такие семьи с составлением акта обследования каждой семьи. В этой работе принимали участие классные руководители, администрация школы, участковый, специалист администрации Иловатского сельского поселения, представители Совета по профилактике, Совета Отцов. На все семьи ведутся карточки учёта. Все учащиеся находятся под постоянным контролем классного руководителя, социального педагога, администрации школы. Некоторые проблемы мы не могли решить сами, тогда к работе подключали других специалистов: комиссию по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства; ОДН.

              В школе продолжает работу Совет по  профилактике правонарушений. В состав Совета входят директор школы, учителя, социальный педагог, школьный инспектор ОДН, зам. директора по УВР, председатель общешкольного родительского комитета, участковый. Основные задачи Совета профилактики – это организация работы по профилактике нарушений школьной дисциплины, правонарушений, уклонения учащихся от учебы. В 2011-2012 учебном году было  проведено 6 заседаний.

             В течение учебного года велась профилактическая работа с детьми и подростками, раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, профилактика вредных привычек, способствование здоровому образу жизни:

·      беседы с учащимися;

·      посещение уроков и классных часов;

·      организация и проведение консультаций для учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, консультирование классных руководителей, педагогов-предметников, родителей по данному направлению работы;

·      привлечение к оказанию помощи различные службы и ведомства.

           Организация и контроль за образовательно-воспитательным процессом детьми "группы риска" проходил ежедневно. Он включал в себя:

        проверку посещения уроков детьми;

        посещение    уроков    и    внеклассных    мероприятий    социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе;

        собеседование с учителями, администрацией;

        работу с банком данных;

        консультирование педагогов, родителей, учеников;

        организацию досуга;

        профориентацию и т. д.     

     В рамках профилактической работы проводились различные мероприятия для учащихся 1-11 классов:

« Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних»

«От пьянства до преступления – один шаг»

«Проступок, правонарушение, преступление»,

 «Опасные игры»

 «Жить без наркотиков» и др.,

Конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, выпуск листовок в рамках профилактических акций и месячников. Анкетирование детей и родителей на тему «Взаимоотношения в семье», «Что мы знаем о наркомании?». В школе создан постоянно действующий правовой уголок для подростков. На базе школьной библиотеки были организованы книжные выставки на темы: «Лицо наркомана со страниц газет», «Знай и соблюдай закон»

    Организуется помощь нуждающимся, обеспечивается защита их прав:

·         Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, сироты и оставшиеся без попечения родителей;

·   работа с семьей;

·   правовое просвещение родителей;

·   помощь детям в преодолении затруднений в учебе;

·   организация досуга детей, летнего отдыха;

·   информирование родителей о работе различных служб;

       Исходя из анализа работы за 2011-2012 учебный год, ставлю перед собой следующие  задачи на 2012-2013 учебный год.

1. Проведение социально-педагогической диагностики контингента учащихся и родителей с целью – выяснения проблем в сфере обучения, воспитания и общения.

 2. Осуществление контроля над посещаемостью учащихся.

 3. Вовлечение учащихся в кружки и секции.

4. Активизация работы с родителями, с целью повышения воспитательного уровня семьи.

5. Внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся.

6. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.